Новости

«Агенти змін»: нам хочется, чтобы одну из наших табличек украли

1/08/2017

Даже если вы и не знали, кто такие «Агенти змін», вы, тем не менее, точно знакомы с их работой. План реконструкции Киевской мэрии, новые адресные таблички, обновленная схема киевского метрополитена, новое наполнение экранов в вагонах и свежий дизайн карточки – дело рук этих ребят. Сейчас они заняты проектом помасштабнее: хотят сделать жизнь многоэтажных кварталов лучше и удобнее. Об этом, а еще о вкусе и конечно же Киеве, мы поговорили с Максимом Головко и Мариной Радинской.

О проекте «Київський стандарт». Этот проект – заказ портала о недвижимости lun.ua. Ребята задались целью улучшить публичное пространство в новостройках и создать для этого отдельное руководство. Но перед выпуском любого руководства стоит сделать исследование. Которым мы, собственно, занимались на протяжении года: интервьюировали архитекторов, застройщиков, начальников ЖЭКов, жителей. Провели фокус-группы, соцопросы в социальных сетях, обошли около 15-ти жилых комплексов, опросили экспертов, а после собрали всю эту информацию в кучу и сжали в 50 проблем, касающихся публичных пространств в жилых комплексах Киева. Мы их дополнительно разбили на 4 раздела, по 10-15 проблем в каждом: транспортная и пешеходная инфраструктура, фасады, навигация и коммуникация. Список «висит» на нашем сайте и постоянно пополняется. Это точный взгляд на проблемы в новостройках со стороны жителей. Там много мелких пробелов, на которые не обращают внимание застройщики и архитекторы, в силу большого масштаба своей работы. Это, например, пандусы. О них постоянно забывают. А мы хотим искать решения даже для таких проблем.

1_

Чего хотят жители. Они хотят комфортной жизни. Но в момент покупки квартиры для них важнее скорость, качество и стоимость застройки. А вот когда они туда въезжают и обзаводятся машинами, велосипедами и детьми, оказывается, что важно не только качество постройки, но и то, как жилой комплекс функционирует впоследствии. Когда жилой комплекс сдают в эксплуатацию он всегда выглядит идеально, как на рендерах, и только потом появляются застекленные балконы и побеленные деревья, трава вытоптана, а весь двор забит машинами. Из подъезда нельзя выйти, а в коридоре висят бумажки от ЖЭКа о том, что горячей воды нет и не предвидится.

Не хватает коммуникации между застройщиком, архитектором и жителями. Застройщик обычно выдал какое-то задание архитектором, он спроектировал супер-комплекс, строители это построили, а потом въехали жители и оказывается, что многое из предложенного им не подходит. А все по причине того, что эти три сектора не общались между собой изначально. А при постройке дома важно слушать жителей, больше с ними общаться. Сейчас все обзавелись Viber-каналами, группами в Facebook, но эти разговоры зачастую превращается в белый шум, потому что одни жители призывают закрыть дворовую территорию, а другие ратуют за открытый двор. Когда эта информация доходит до застройщика, он теряется и не знает, что с ней делать. Но существуют практики, социологические исследования, правила коммуникации, как проводить соцопросы, фокус-группы, правильно общаться с конфликтными жителями.

Но нужно разграничивать, что люди говорят и чего они на самом деле хотят. Когда говорят о парковках, скорее всего хотят удобно перемещаться по городу. И при наличии удобного общественного транспорта многие бы легко отказались от автомобилей. Из всего сказанного нужно вытаскивать реальные потребности горожан. Если очень обобщить – существует потребность в удобном и красивом городе, в котором легко решать свои задачи. А потому нужно исследовать проблемы и задачи, предлагать решение, если не работает – искать и предлагать другое. И так по кругу.

2_

Что не так с новостройками. В тех проблемах новостроек, которые актуальны сейчас, вряд ли виноват только архитектор или застройщик. Эти проблемы завязаны на всей цепочке, участвующей в постройке. Застройщики мало обращают внимания на мелкие потребности и проблемы будущих жителей. На первом месте для них – стоимость и внешний вид, а вот как это потом будут использовать не так важно. Цвет, в который будут окрашены, например, газовые трубы на фасаде не играет никакой роли. Но ее всегда красят в желтый и каким бы классным не был гранитный фасад, какими бы здоровскими ни были материалы для строительства, все это легко можно убить нелепым цветом трубы. А ее, между прочим, красить совершенно необязательно. Вот на эти мелочи стоит обращать внимание.

Спальный район отличается от не спального лишь тем, как он приспособлен к жизни людей. Нужно не только здание для жизни, а еще и пространство между зданиями, где люди смогут проводить время.

Все поняли, что строить нужно качественно, но не все вспомнили о публичном пространстве между домами. А самые важные пункты в этом: разобраться с парковкой и сделать нормальное пространство, не ограниченное лишь детской площадкой. Потому что там неинтересно подростку, он уже не будет съезжать с горки. Взрослым тоже не помешает уголок во дворе. И третье уделить внимание пешеходам, потому что все нынешние проекты для автомобилей: подъезды, пожарные объезды. Но автомобилистов 30%, а пешеходов все 100%. И очень странно лишать их условий: пандусов, бордюров, дорожек, которые не упираются в стену или очередной заборчик.

Про пешеходов и автомобилистов. В стратегии развития Киева хоть и мелким шрифтом прописано, что пешеход в приоритете. Но приоритетным пешеход станет только тогда, когда станет возможным удобно перемещаться по городу не в машине. Трамвай умирает потихоньку, все захватили маршрутки, но нормально оплатить и узнать хотя бы приблизительный график движения автобусов затруднительно. Неудивительно, что никто не хочет менять комфорт личного автомобиля на хаос общественного транспорта. А значит нужно делать нормальные салоны в автобусах, удобную оплату, приложения для смартфонов с графиком движения. И вот тогда появится пешеходный центр, возможность гулять по городу, быстро перемещаться.

На Крещатике же по итогу появились наземные переходы. Да, это делалось через колено и после серьезных дискуссий. Автомобилисты были против, апеллируя к тому, что подобное решение станет причиной пробок. Хотя на самом деле это вопрос времени и привычки. Скоро к этому привыкнут даже те, кто было совсем против и процесс пешеходизации Киева пойдет быстрее.

3_

Зачем новое, если есть старое. В нашей навигации главное не красота, а удобство использования. Каждое наше решение – результат исследования. Мы хотим научным методом доказывать, что это лучше работает, так лучше видно и легче пользоваться. Наша работа для метро преследовала одну цель – чтобы пассажиру стало легче и проще им пользоваться. Да, никто не умер, заблудившись в метро. Но мы знаем историю, как одна женщина «закольцевалась» между переходом со станции метро Майдан Незалежности на станцию Крещатик. Она не могла понять, почему она постоянно ходит по кругу и возвращается в ту же точку. А такого быть не должно. Поездка должна быть приятной и такой, чтобы вам не пришлось просить о помощи объяснить, как пользоваться метрополитеном.

Стереотип о том, что должно быть прежде всего красиво, а не удобно, работает. Например, весь муниципальный дизайн всегда делают в желто-голубых цветах, оправдываясь тем, что тогда никто из жителей не скажет, что это плохо. Еще нам приходится бороться с утверждением, что темные цвета слишком траурные. Для адресных табличек мы выбрали темно-синий цвет и многие нас обвиняли в том, что это символизирует смерть и вообще не то, что нужно городу. Но домовые таблички спасает то что они на улице, на солнце. А при разработке навигации для метрополитена мы выбирали между белыми буквами на темном фоне и темными буквами на белом. Это был большой вопрос, на самом деле, потому что все навигационные системы метрополитенов делятся где-то 50/50. В Нью-Йорке, например, белым по черному, в Лондоне темным по белому. Чтобы как-то решить этот вопрос мы провели исследование длиной в полгода и выяснили, что белый шрифт на темном фоне более читабелен даже для людей с плохим зрением. Вот он, пресловутый научный метод в действии.

Главное преимущество наших адресных табличек – система, которую можно внедрить во всем городе. Раньше было несколько разных табличек разных цветов, типа (лайтбоксы или железные) и с разными шрифтами, которые выпускали каждые пять лет. Система = стандартизация, ты всегда знаешь, что табличка будет темно-синей, висеть на углу дома, их будет достаточно и легко увидеть. Вся табличка – надпись и цифры, поэтому роль шрифта там главная. И совсем не нужно добавлять туда окантовочку или рисунок Родины-Матери, важна только информация о названии улицы и номере дома. Еще мы сделаем транслитерацию названий улиц латиницей, чтобы облегчить поиски нужного здания для иностранцев. Шрифт разработан Андреем Константиновым и используется во всех навигационных проектах Киева.

Может казаться, что адресные таблички — это сущая мелочь. У нас есть, минимум, два аргумента, чтобы доказать обратное: Киев усыпан совершенно разными видами табличек. Что создает много визуального шума и не добавляет эстетики в городское пространство. Кроме того, в нашем городе крайне сложно ориентироваться. Торопясь на встречу, вы рискуете опоздать лишь потому, что не сможете быстро отыскать номер нужного дома. Мы считаем это абсурдным. Поэтому принялись исправлять ситуацию, разрабатывая новые адресные таблички и рекомендации по их размещению. Польза проекта очевидна: облегчить жизнь киевлянам и сделать этот город привлекательнее, для киевлян и для туристов.
Если застройщики действительно думают о своих будущих жильцах и хотят облегчить им жизнь, новые адресные таблички и их правильное размещение — must have. К сожалению, большинство застройщиков нашего города не понимают, зачем им нужны новые адресные таблички, если «и так нормально живем». И нас очень радует, что «L-Квартал» — один из первых жилых комплексов, которые доверились нам полностью и готовы к позитивным изменениям. С «L-Кварталом» нам очень приятно работать.

О вкусе. Вкус можно воспитывать, просто у нас нечем. Ты выходишь на улицу и видишь ужасную остановку с абсолютно непонятными знаками и табличками, дальше приезжает автобус, пускай и новый, но абсолютно бесполезный внутри без расписания указателей, схем движения. Плюс засилье рекламы и плохих шрифтов. Городской дизайн в Киеве оставляет желать лучшего. Раньше у горожан не было возможности высказать свое желание лучшего дизайна. И это было бессмысленно. Мы стали каналом, куда можно направлять такие запросы. Мы оформляем их в реальные объекты, ищем спонсоров и работаем с администрацией.

Наша зона комфорта – наша квартира. Все что вне дома – неважно, поэтому никто и не рассчитывает, что там появится что-то хорошее. Мне было бы приятно, если бы кто-то украл несколько наших табличек. Это был бы знак, что мы все делаем правильно.